Консультации учителя-логопеда

Долинкина Людмила Петровна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

На дворе трава, на траве дрова…

(Или поговорим о скороговорках).

 

 

 

Еще в старину были придуманыскороговорки– род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

С их помощью дети учились постигать родную речь в увлекательной шутливой форме. Сегодня специально составляют скороговорки для детей из трудно произносимых последовательностей букв и слов, быстрое произношение которых вслух устраняет большинство дефектов речи.

Не каждому взрослому, не говоря уже о ребенке, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.

Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.

Запомнить скороговорку для большинства детей, как правило, не составляет особого труда.

Для этого имеется много различных приемов. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил.

На одно занятие следует выносить не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, четче усваивается и остается в памяти на более длительное время.

В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания.

Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе.

Гораздо сложнее ее выговорить быстро (скоро) и без запинки, при этом четко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справиться с этой задачей. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:

- не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес ребенка новыми творческими идеями;

- отложите занятие, если ребенок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;

- не перегружайте малыша.

- с удовольствием включайтесь в работу с ребенком;

Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.

Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией.

Эффективным приемом может стать использование игры с мячом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом.

Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Можно сесть на ковер и перекатывать мяч друг другу, проговаривая слова скороговорки.

Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под прохлопывание ритма в ладошки.

Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное – подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом), как лисичка (хитро и лукаво), как мышка (писклявым голоском), или как котенок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить ребенку возможность самому решить, какое животное он будет изображать следующим.

Скороговорки для детей помогут ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки для дошкольников должны быть короткими и легкими. Для того, чтобы заниматься самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Можно проговаривать скороговорки по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном.

Произносить скороговорки полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы.

Возможности работы со скороговорками неисчерпаемы. Ведь « всех скороговорок не переговоришь и не перевыскороговоришь».

Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Страничка для родителей

Учите детей рассуждать

Как разговаривает Ваш ребенок? Свободно ли владеет речью? Умеет ли рассказывать и слушать других? Достаточен ли у него запас слов? Умеет ли он выразить свои мысли ясно для окружающих?

Родители должны знать особенности речи своего ребенка. Это залог успеха в формировании у ребенка правильной речи.

Каждый из родителей, конечно, мечтает, чтобы его ребенок был умным и умел логически мыслить. И как этому помочь прямо сейчас? Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел
в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Конечно, в детском саду есть специалисты, которые знают с какой стороны подойти к ребенку, с чего начать и что делать. Но знайте, что основные действующие лица в воспитании ребенка и его способностей,  это вы – его родители, его семья. Только дома, в семье закрепляются знания и умения, которые он получает в детском саду.

     «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка
в дошкольном возрасте вся принадлежит детскому саду,  нет, детский сад имеет только небольшую долю в том естественном развитии ребенка,
на которое гораздо большее влияние оказывает время,
 природа и семейная жизнь» (К.Д. Ушинский).

А начинать следует с самого обыкновенного общения, которое всегда  у вас под рукой и которое составляет часть вашей жизни. У взрослых часто не хватает времени, чтобы заниматься с ребенком. А для развития речи   вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.   Характерно, что проведение предлагаемых  игр не требует ника­ких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гу­ляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в дет­ский сад и даже в ванной комнате.

Можно совместить домашние дела с развитием логического мышления и речи у малыша. Например, вы можете вместе с ним приготовить обед. Попросите ребенка дать вам две картофелины, две луковицы, одну морковку и так далее. После того, как суп сварится, вновь перечислите, что и в каком порядке вы положили в кастрюлю.

Используйте для развития речи то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" — "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." — "А что есть у дерева?" — "Корень, ствол, ветки, листья..." Если ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" — "Дом, дерево, человек..." — "А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" — "Река, улица, лента..." — "А что шире — ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Для того, чтобы научить ребенка рассуждать, не надо давать ему готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учиться ее находить.

Если ребенок задает вопрос, не торопитесь тут же дать готовый ответ. Наоборот, надо спросить, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Главное- научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.

Природа предоставляет широкий простор для развития связной речи. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью –
за изменением цвета листвы, листопадом.

Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”.

Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме,
и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.

Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.

Развитие умения мыслить логически неразрывно связано с развитием речи, умением описать предметы, свои наблюдения и размышления, сделать вывод. Поэтому запаситесь терпением: больше спрашивайте и слушайте. Очень хорошо, когда ребенок рассуждает вслух. Пусть его рассуждения будут наивными, отнеситесь к ним серьезно и с пониманием. Чаще хвалите. И Ваш ребенок   в общении с Вами научится грамотно говорить, правильно выражать свои наблюдения и ощущения и, тем самым, научится мыслить логически – мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях.

Журавлева Наталья Васильевна

учитель-логопед 

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Консультации для родителей

 

Уважаемые родители!

Предлагаю Вашему вниманию

игровую технологию

"Путешествие с маршрутным листом"

Благодаря данной технологии Вы можете вместе с детьми в игровой форме закреплять знания по различным лексическим темам.

         Маршрутный лист изготовлен из плотного картона, оформлен в виде планшета, на который прикреплены липучки, а также показано направление движения в виде стрелок. Липучки также крепятся к картинному материалу, что позволяет легко менять картинки в зависимости от темы.

         К картинкам на планшете подобраны крупные картинки, которые выкладываются на полу, согласно схеме на планшете. В левом нижнем углу планшета обозначено начало движения по маршруту.

Также начало движения обозначается каким – либо ориентиром на полу.

Выкладываются ориентиры и для картинок на полу для правильного их расположения.

После того, как картинки на полу выложены, ребенок проходит маршрут, проговаривая направление движения и называя изображения на картинках.

Рассмотрим прохождение маршрута на примере изучения памятных мест Волгограда. На планшете расположены фрагменты изображений памятников.

По фрагментам дети узнают памятник, берут картинки с изображением данных памятников и раскладывают их на полу согласно схеме на планшете.

Затем становятся у начала маршрута и идут так, как показывают стрелки, при этом проговаривают: «Я нахожусь у Родины – матери, поворачиваюсь направо и иду к памятнику «Стоять насмерть», поворачиваюсь налево и двигаюсь к разбитой мельнице, поворачиваюсь налево и подхожу к Площади Скорби, поворачиваюсь направо и иду к памятнику собакам подрывникам, поворачиваюсь направо и иду к музею «Сталинградская битва». Маршрут окончен.»

 

Как усложнение маршрута по памятным местам, после изучения букв, дети должны отгадать памятники по первым буквам. Например, ДП – Дом Павлова, ЗВС – Зал Воинской Славы и т.д.

 

Следующее задание называется «Подбери картинку на заданную букву и пройди маршрут по схеме»

А перед тем, как пройти по следующему маршруту, дети находят маму для детенышей домашних животных.

4.jpg

Удачных Вам МАРШРУТОВ!!!

 

 

«Найдем время для игры!»

 

«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь, ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще немного времени.

Один из главных мифов, витающий между мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки игр, мелькающие на экранах ТВ.

Это займет много времени – миф номер два.

На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).

Сегодня мы рассмотрим те из них, которые направлены на речевое развитие ребенка.

Напомним, что развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха (умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).

Это и постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.).

Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова.

Желаем вам удачи! Любовь и терпение – вот залог вашего успеха.

Игры на кухне

«Кто больше назовет слов». Устройте с ребенком своеобразное соревнование: кто больше назовет слов, вынутых, например, из борща (свёкла, морковь, картофель, лук …), из кухонного шкафа (кастрюля, дуршлаг, сковорода…). Придумайте приз, заслужить который ваш малыш точно захочет. Но не перестарайтесь! Помните, что ваша цель в игре – не победить, а обучить.

«Угощение».

Вспомните любимые сладкие лакомства и угостите друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, затем вы ему (конфета, мороженое, пироженое…). Можно поиграть в кислые, соленые, горькие слова.

«Соковыжималка». 

Приготовим из яблок сок. Как он будет называться? (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?

«Один и много». 

Взрослый называет один предмет – а ребенок много. Например: чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы; стул – стулья.

«Кто больше знает».

Игра-соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Например, «Стакан. Кто больше придумает, как и для чего его можно использовать?». Возможные ответы: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши… .

Игры в ванной

«Водопой».

Взрослый расставляет в ванне пустые колбочки разного размера, надевает шланг на кран и включает воду. Ребенок наполняет емкости водой из шланга. Для того чтобы ему было интересно, можно сказать, что в ванной находятся не просто мисочки, а поилки для разных животных и птиц, у маленьких зверюшек (мышки, хомячка, зайчика) — маленькие, а у больших (слона, медведя, носорога) — большие.

«Букволов».

Необходимые атрибуты – магнитные буквы, удочка с магнитом, но можно просто использовать руки. Участники по очереди вылавливают букву из воды, называют звук, который она обозначает. Если звук оказался гласным – пропевают его: А-А-А..., придумывают слово, которое начинается на этот звук. Если звук согласный – произносят чистоговорку с ним. Например, ла-ла-ла – колокола, или посложнее ла-ла-ла – острая игла, или ла-ла-ла – Маша воду разлила.

Игры по дороге из детского сада (в детский сад)

«Кто самый внимательный?». «Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А вот кошка – она пушистая». Можете называть слова по очереди.

«Желтый, красный, голубой». Попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Например, только красные предметы, которые вас окружают. Когда ребенок будет называть и показывать вам их, переходите к изучению других цветов. Так же можно отработать восприятие размера.

«Перепутаница». Жили-были слова. Они веселились, играли, танцевали и  не заметили, что в них что-то перепуталось. Помоги словам вернуть свой прежний вид:  кашок (кошка), даво (вода), ватра (трава).

Игры в свободную минутку

«Чудесный мешочек». Для игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок правильно  называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку; назвать ее (Зайчик); составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый, пушистый...) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).

«Лягушка». Выделение звука из ряда других звуков. Например, звук [А].

Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [А],

На другие звуки опускаешь низко руки.

Взрослый называет звуки (а, у, а, и, э…), а ребенок подпрыгивает, когда услышит заданный звук.

Точно так же игра проводится и на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

«Назови три предмета»

«Я назову одно слово, например, мебель, а ты назовёшь три слова, которые можно назвать одним словом «мебель» (стол, стул, кровать). В этой игре ребенок учится относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина», а ребенок отвечает: «Ягоды».

Примеры обобщающих слов: цветы, ягоды, деревья, головные уборы, одежда, обувь, электроприборы и т.д.

Игры для детей в дороге

«Поиграем в слова!».

Это популярная и полезная игра. Все называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры “в города».  Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.

«Носорог».

Носорог должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква “Н”: носорог носит носки, наливает напиток, ныряет с нутрией и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.

«Скажи наоборот».

Взрослый называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу –антоним (добро-зло, темно-светло, мягкий-твердый и т.п.).

«Скажи по-другому».  

Вспомни и назови слова, похожие по смыслу на то слово, которое названо. Взрослый предлагает, например, слово «большой». Ребенок называет слова-синонимы: огромный, крупный, громадный, гигантский («красивый» - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный; «мокрый» - сырой, влажный и т.д.).

«А это, каким бывает?»

По очереди подбираются  определения к слову, кто больше не сможет придумать – проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, спящая и т.п.).

«А что бывает?»

Игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, красивым может быть цветок, девушка, рисунок и т.д.)

«Что можно сделать?» – по очереди называем предметы (из дерева – стол, стул, полка и т.д..). Кто больше не может ничего назвать – проиграл.

«Из чего сделан этот предмет?» – обратная предыдущей игра. Взрослый называет вещь, а ребенок говорит, из чего она сделана (стол – из дерева, дом – из камня, книга – из бумаги и т.п.).